Статья
совместный проект
К главной

«Родной звук»: сообщество «ВКонтакте», выросшее в инди-лейбл

1 августа 2023
Любовь к музыке способна объединять людей из разных уголков Земли, однако у каждого из нас есть мелодии, которые ассоциируются прежде всего с родными местами. Сбором такой современной музыки на просторах СНГ с 2015 года занимается «Родной звук» — сообщество «ВКонтакте», у которого сейчас есть собственный инди-лейбл. О том, как это произошло, нам рассказал основатель и главный редактор проекта Вадим Чувашев.
Как может продвигаться молодой музыкант, недавно записавший первый сингл, но пока не имеющий никаких связей в индустрии? Отправить свою музыку тем, кто расскажет о ней и поможет таланту заявить о себе. Одна из таких платформ — сообщество «Родной звук», посвященное музыкальным релизам и новостям этого бизнеса. Любой музыкант из стран СНГ может отправить редакции свой альбом, сингл или видео, для этого достаточно оформить его и предложить новость в паблик по инструкции. Такая открытость новому привлекает всех неравнодушных людей — и создателей музыки, и слушателей. Примечательно, что основатель проекта Вадим Чувашев на момент создания паблика уже имел опыт работы с музыкальными сообществами: «„Родной звук“ был создан мной в феврале 2015 года. На тот момент я уже четыре года занимался музыкальными пабликами, делал собственные концерты и вечеринки в Москве и Петербурге, а также работал в концертном агентстве Pop Farm. У меня были паблики ВК, посвященные зарубежной инди-музыке, и у меня появилась идея сделать паблик про отечественную, а вернее, музыку из СНГ». Именно в связи с таким позиционированием и был выбран изначальный нейминг. «Я старался выбрать название, в котором нет привязки ни к стране, ни к территории. „Родной звук“, то есть это музыка из родных мест, а у каждого они свои», — говорит Вадим. Так, кроме российской музыки, в подборках «Родного звука» можно найти композиции из стран бывшего СССР и на разных языках, например татарском, чувашском, удмуртском, эвенкийском и других.
Широкая география, языковое и стилевое разнообразие музыки подтолкнули создателей к идее продвигать ранее никому не известных артистов. «Изначально идея была делать сборники с участием неизвестных артистов, но в итоге так ни одного сборника и не сделали, а стали выпускать просто релизы разных артистов», — рассказывает Вадим. Через два года после создания сообщества «ВКонтакте», 1 июня 2017 года, вышел первый релиз лейбла. Успех кажется стремительным, однако, по словам основателя проекта, дело обстояло совсем не так. «Для меня это все складывалось постепенно, а учитывая, что с 2013-го я работал в концертном агентстве, то фактически я работал последние десять лет фултайм в музыкальной индустрии», — говорит Вадим. По его словам, до этого он занимался концертами, диджеил и публиковал музыкальные новости в собственных пабликах, но лишь после создания лейбла «узнал музыкальную индустрию с другой стороны». «Как готовить релизы, как работать с журналистами, как питчить релизы, отправляя альбомы и синглы редакторам стриминг-платформ», — перечисляет Вадим полученный опыт. Так, по его словам, с созданием лейбла оказалось, что существует много деталей и особенностей, о которых он раньше, даже несмотря на большой опыт работы в этой сфере, и не подозревал. «Благодаря этому получили более полные представления о работе музыкальной индустрии», — говорит он. Такой опыт и тщательная работа закономерно привели к успеху, по словам Вадима, «Родной звук» обрел силу и известность году к 2018–2019-му, а лейбл по-настоящему заявил о себе лишь весной 2020 года. «Тогда мы выпустили дебютный альбом „Даши и Сережи“ и было большое покрытие в СМИ, о нас написали многие музыкальные сайты и журналисты, — говорит Вадим. — И после мы начали выпускать релизы более регулярно».
Сегодня работа над проектом выстроена таким образом, что в некоторые дни Вадим прослушивает по 200–300 релизов. «Над сообществом или, сказать точнее, разными сообществами, которые входят в наш пул, сейчас фактически работают трое: я как главный редактор и два человека, занимающиеся контентом. Однако всю „предложку“ (заявки от музыкантов) „Родного звука“ по-прежнему прослушиваю практически только я», — говорит Вадим. По его словам, отбор качественной музыки требует не только времени, но и вдохновения. Критерий отбора — собственный вкус, благо помогают опыт работы и большой объем прослушанного материала. «До „Родного звука“ я слушал в основном американскую, британскую музыку, наработал определенный вкус, поэтому невольно всех музыкантов сравниваю с кем-то из-за рубежа, — делится Вадим. — Музыку я воспринимаю эмоционально, у меня нет никакого музыкального образования, не играю на музыкальных инструментах, поэтому и четких критериев оценки музыкантов у меня нет. Но это должно быть что-то в духе сайтов Pitchfork или Stereogum, я могу назвать эти проекты своими ориентирами в работе».
В результате на лейбле есть музыка самых разных жанров: дрим-поп-группы («Космос на потолке», «А в голове море», «Весна Весна», Mashmellow), альтернативный рэп («10 дней без горячей воды», «Простывший пассажир трамвая № 7»), соул (Dilyara, Ina Mois), эмо-панк (So Dramatic), электропоп (Marika Kivi, Koledova). «По музыке они все отличаются, хотя теоретически это все можно обозвать широким понятием „инди-музыка“», — говорит Вадим и добавляет, что почти все релизы лейбла попадают в редакторские плейлисты различных стриминг-платформ.
Дальнейшие планы основателей проекта связаны прежде всего с масштабированием: «Хотелось бы больше артистов на лейбл. Также основной сайт нашего медиа на ремонте, хотелось бы сделать его более удобным и информативным. В последние годы даже думаю о том, чтобы сделать англоязычную версию сайта и аккаунтов в соцсетях и посвятить проект музыке из Восточной Европы в целом».
Такой подход — тщательная проработка темы, накопление профессиональной экспертизы, сохранение авторского видения, а уже после всего этого масштабирование и рост — можно назвать алгоритмом успеха. «Нужно найти свою нишу и то, чем вы увлечены и в чем хорошо разбираетесь», — говорит Вадим, советуя пробовать разные форматы контента: писать, делать фото, снимать видео, записывать подкасты. По его опыту, современные алгоритмы соцсетей ориентируются на уникальность контента и хорошо рассказанные истории, так что если создатели страниц к чему-то относятся с душой, то подписчики это чувствуют и тянутся к ним. «Поэтому нужно постепенно искать свой формат и пробовать разные варианты подачи контента. Либо — а лучше вместе — вкладывать деньги в таргетинг, рекламу у похожих сообществ, блогеров и на других платформах, рассказывая о себе, — говорит он. — Конечно же, нужны регулярность, терпение и настойчивость». За один день известным не станешь, добавляет создатель «Родного звука», однако профессионализм и упорная работа довольно быстро находят отклик у аудитории соцсетей.
bannerbannerbanner